Почему у нас нет младенческих воспоминаний
С самого волнующего момента жизни – со дня рождения – и до яслей большинство людей не помнят ничего из первых лет своей жизни. Даже после самого первого воспоминания другие остаются редкими, прерывистыми, вплоть до какого-то момента в детстве. Почему так происходит?
Эта «дыра» в записях наших жизней расстраивала родителей и ставила в тупик психологов, нейробиологов и лингвистов многие десятилетия. Она была одной из страстей отца психотерапии Зигмунда Фрейда, придумавшего термин «инфантильная амнезия» более 100 лет назад.
Часть загадки заключается в том, что дети впитывают информацию, как губка, формируя порядка 700 новых нейронных связей в секунду и демонстрируя такие навыки изучения языка, которым позавидовал бы лучший полиглот. Последние исследования говорят о том, что они начинают тренировать свой мозг, будучи ещё в утробе.
Но даже у взрослых теряется информация, к которой они не пытаются получить доступ. Так что одно из объяснений младенческой амнезии – это результат естественного процесса забывания, происходящего на протяжении всей жизни.
Наша культура может также влиять на то, как мы говорим о воспоминаниях, и некоторые психологи считают, что воспоминания приходят, только когда мы овладеваем речью. «Язык помогает создать структуру, организацию памяти, изложение. Когда вы создаёте историю, опыт становится организованным, и его легче вспоминать со временем», – говорит Фиваш. Но некоторые психологи скептически относятся к тому, что это имеет какое-то значение. К примеру, у детей, глухих с рождения, и растущих без языка жестов, возраст первых воспоминаний не отличается от других.
На этом основании можно предположить, что мы не можем вспомнить первые годы жизни, потому что мозг просто не успел разработать необходимое для этого оснащение. Объяснение явления появилось благодаря самому известному человеку в истории нейробиологии, которого называют просто HM. После неумелой операции по излечению эпилепсии, во время которой был повреждён его гиппокамп, HM не мог сформировать воспоминания ни для каких новых событий. «Это центр наших возможностей обучения и памяти. Если бы не гиппокамп, я бы не мог вспомнить этот разговор», – говорит Джефри Фаген [Jeffrey Fagen], изучающий память и обучение в Университете Св. Иоанна.
Возможно, в очень раннем возрасте гиппокамп недостаточно развит для того, чтобы построить полное воспоминание события. Детёныши крыс, обезьян и людей продолжают добавлять новые нейроны в гиппокамп первые несколько лет жизни, и все мы не способны создавать сохраняющиеся надолго воспоминания в младенческом возрасте. И, судя по всему, как только мы заканчиваем формирование новых нейронов, мы внезапно обретаем такую способность. «У младенцев и маленьких детей гиппокамп недоразвит», –говорит Фаген.
Но наши воспоминания теряются из-за недоразвитого гиппокампа, или же вообще не формируются? Поскольку события детства могут влиять на наше поведение долгое время после того, как мы их забыли, некоторые психологи считают, что где-то они должны храниться. «Воспоминания, возможно, хранятся в недоступном месте, но эмпирически продемонстрировать это очень трудно», – предполагает Фаген.
Даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, задним умом они, скорее всего, переформированы и изменены через воспоминания, внедрённые позже в разговорах. Тот раз, когда вы решили превратить вашу сестру в зебру при помощи маркера? Это вы видели на видеозаписи. Торт на третий день рождения, который сделала ваша мама? Вам рассказал об этом старший брат.
Возможно, самая большая загадка не в том, почему мы не можем вспомнить детство, а в том, можем ли мы вообще верить своим воспоминаниям.
Материал подобран Николаем Мерзляковым.