Ошибки мышления, из-за которых мы живем в форме Часть 1
Мы думаем в одной форме.
Наш мозг не терпит неопределенности. Надо все знать и понимать. Поэтому любую новую информацию нужно срочно вбивать в знакомую нам систему. Если информация противоречит нашим убеждениям, мы легко найдем объяснение этому, и никто не сможет нас убедить.
Основная ошибка атрибуции
Когда мы думаем о других, мы объясняем их действия через их личные качества. Например, почему коллега кричал на меня? Потому что он козел. Когда мы думаем о себе, мы объясняем свое поведение внешними факторами. Почему я кричал на коллегу? Потому что он козел.
Следствием этого является групповая ошибка атрибуции. Мы придаем характеристику всей группы каждому ее представителю и наоборот. Помните новозеландца, который любил кофе? Мы думаем, что все новозеландцы любят кофе.
Стереотипизация
Так трудно избавиться от ошибок атрибуции, что мы спрашиваем каждого новозеландца, почему он вдруг перестал любить кофе? Мы знаем, что все там любители кофе.
Функциональная плотность
Если мы знаем, как использовать предмет, мы не можем использовать его по-другому. Из чего сделать пустую алюминиевую банку? Его нужно сморщить и выбросить. Или сделать из него горелку. Когда мы преодолеваем это расстройство, начинается настоящее творчество.
Эффект морального доверия
Эффект репутации. Если человек уже давно является примером в чем-то, принимает правильные решения, то это становится нормой. Сам человек начинает верить, что его решения хороши только потому, что он их принимает.
Вера в справедливый мир
Мы верим, что все злые люди получат то, что заслуживают, и истина когда-нибудь восторжествует, мы будем делать то же самое, как люди относятся к нам, и карма одолеет всех обидчиков. Это расстройство причинно-следственных отношений, которое мы интерпретируем как успокаивающее и приятное для жизни.
Подчинение власти
Мы склонны делать то, что говорят начальники, начальство и, как правило, руководители выше, и мы выполняем приказы, даже если мы не согласны.
Формы управляют нами
Мы очень любим формы и почти создаем их, и мы даже не хотим их пересматривать.
Oreol (световой флуоресцентный) эффект
Общее впечатление о человеке влияет на то, что мы думаем о нем. Красивые люди выглядят умнее, красивее и профессиональнее. Так влюбляются с первого взгляда, а потом спрашивают, где мозги.
Нарушение в пользу вашей собственной группы
Люди, которых мы считаем" своими", кажутся нам лучше, чем другие. Он просторный (городские жители не такие, наши люди более веселые) и работает в небольших масштабах.
Мы можем отказаться от изобретений и достижений других людей только потому, что они незнакомы.
Эффект чирлидерша
Если человек находится в группе, где все немного похожи, он выглядит более привлекательным.
Устаревание идеи
Мы не можем видеть данные отдельно от поставщика. Если что-то говорит" свой "человек, то мы считаем предложение логичным, но если это" чужой", то мы ищем недостатки.
"Украсим офис к празднику!- говорит коллега. Если это дизайнер с авторитетом, то это отличная идея. Если это из отдела безопасности, о котором никто не знает, то нет абсолютно никаких оснований тратить время на такую ерунду.
Статья выбрана Николаем Мерзляковым.