«В этот кризис у нас есть уникальный шанс измениться»
Пандемия бросила вызов миллиардам людей, изменив их жизнь. Но главное в текущих условиях – перестать бояться перемен и начать видеть новые возможности развития. Сегодня мы приведем вам несколько тезисов из интервью журналиста Лента.ру Андрея Макарова и президента, председателя правления Сбербанка Германа Грефа.
«Это период времени, когда нужно помогать людям, и в первую очередь — малым и средним компаниям. Поэтому сегодня банкам ничто не угрожает, на горизонте — конец года, при длительном продолжении этого сценария, в котором мы сегодня находимся, вполне возможно, целому ряду банков потребуется такая помощь, потому что это может перерасти в сложную ситуацию в банковском секторе, но это не касается Сбербанка».
___________________________________________________________________
«Мы должны по-другому осмыслить все, что мы делаем сегодня».
___________________________________________________________________
Aндрей Макаров: «Вы упомянули искусственный интеллект, который позволяет рассчитать математическую модель, как будет развиваться ситуация с вирусом и так далее. Не могу не задать этот вопрос, ведь достаточно большая группа ученых, причем серьезных ученых — с именами, не так давно писала письмо о серьезных опасениях по поводу искусственного интеллекта. Сегодня вы говорите, что искусственный интеллект позволяет решать задачи. У вас нет этих страхов, которые [есть у ученых]?»
Герман Греф: «Здесь надо проблему разделить на две части, наверное.
Искусственный интеллект — это та технология, которая будет развиваться вне зависимости от того, что мы о ней думаем. И она может принести огромную пользу людям. В кратко- и среднесрочной перспективе страхам, о которых вы сказали, места нет.
Но человечество подходит к следующему этапу развития искусственного интеллекта — так называемому всеобщему интеллекту, или AGI — генеральному интеллекту, который решает не какие-то специфические задачи, а уже может решать общие задачи. И вот тогда, когда мы подойдем к созданию общего интеллекта, универсального интеллекта, все опасения, которые высказываются и учеными, и практиками, могут быть реализованы».
___________________________________________________________________
«Юристы, не владеющие технологией искусственного интеллекта, будут в цене значительно ниже, чем те, кто умеет общаться на «ты» с искусственным интеллектом. То, что юристы будут не нужны, я не говорил никогда. Я говорил о том, что сегодня простые функции, в том числе функции юриста, который оформляет бумаги и не способен на квалифицированную помощь, — такие юристы будут не нужны. Их столько будет не нужно. Но нужны будут глубокие специалисты, в том числе специалисты по работе с данными, потому что будут открываться совершенно новые возможности».
___________________________________________________________________
«Критически важно быть готовыми к тем изменениям, которые с нами происходят.И эти изменения не будут связаны с тем, что мы вдруг начали работать из дома в онлайне».
___________________________________________________________________
«Огромная экономия времени, экономия денег, высвобождение жизненного ресурса для достижения каких-то иных жизненных целей. Вот это, наверное, последствия для нормального человека.
Для бизнесмена это означает, что сейчас он должен в новых условиях учиться жить под водой».
___________________________________________________________________
«Главное — нам нужно перестать сожалеть о том, что уже является фактом. Этот факт не изменить. Нужно убрать страх».
___________________________________________________________________
«Из этой ситуации мы все вместе выйдем другими в лучший мир».
___________________________________________________________________
«Уверенность в том, что мы преодолеем эту ситуацию — она значительно важнее, чем какие-то решения».
___________________________________________________________________
Aндрей Макаров: «Можно все-таки еще раз? Экосистема Сбербанка — это система для Сбербанка или для клиентов Сбербанка?»
Герман Греф: «Это система, где клиент является главным лицом и главным дирижером этой экосистемы. Мы являемся вторичными по отношению к клиенту. Знайте: ваша проблема — это наша возможность. Если мы видим, что у вас появилась какая-то проблема, то мы уже придумываем, как ее решить».
___________________________________________________________________
«Мы стали придумывать шахматный режим, сдвигать режим работы банка, чтобы контрциклично попадать в режим работы нашего клиента. Это, конечно, вызвало очень большую удовлетворенность у наших клиентов. И что самое главное, наверное, с чего началось строительство экосистемы — мы изменили культуру в банке: кто ради кого? Мы поставили клиента во главу всей нашей деятельности, в центр всего нашего движения.
Я хочу всем нам пожелать, чтобы мы никогда не падали духом
Я не большой любитель налогов вообще. Я не считаю, что налоги должны расти»
___________________________________________________________________
«Нам надо было научиться говорить друг с другом на одном языке. И одна из первых книг, которую мы издали, — «Жалоба как подарок». Потому что раньше мы воспринимали жалобу по принципу «сам дурак»».
___________________________________________________________________
«Инвестиция в людей и в понимание того, что каждая жалоба клиента — это подарок для того, чтобы улучшиться. Знаете, говорят, верблюд не видит своего горба. Для того чтобы получить справедливую обратную связь, нужно спросить другого человека. И если клиент дает тебе обратную связь, что ты что-то делаешь не так, — это огромное счастье. Нужно сказать ему спасибо и справиться. Это другой уровень культуры. Это толерантность, которая позволяет тебе не бояться этой обратной связи. Не оправдываться. Не уходить сразу же в глухую защиту: «Нет, это не так, я на самом деле лучше. И у меня на самом деле горба-то нет, потому что я его не вижу». Но твой горб виден твоим клиентам очень даже хорошо — лучше, чем кому бы то ни было».
___________________________________________________________________
«В любой ситуации победителями выходят те, кто даже в самой тяжелой ситуации, даже потеряв надежду, встают и двигаются вперед».
___________________________________________________________________
«Японцы говорят такую правильную фразу, которая мне очень нравится: «Если тебе очень хочется подняться в небо, ты изобретешь лестницу».
___________________________________________________________________
«Мы поставили клиента во главу всей нашей деятельности, в центр всего нашего движения».
___________________________________________________________________
«Когда перед нами закрывается какая-то привычная дверь, то мы так долго смотрим с сожалением на закрытую дверь, что не видим, что рядом открылись две другие. И это главное — нам нужно перестать сожалеть о том, что уже является фактом. Этот факт не изменить. Нужно убрать страх. И второе — это действие. Вера в себя и действие. И понимание того, что из любой сложной ситуации можешь себя вывести только ты сам. Все остальное — в руках самих предпринимателей, в руках наших клиентов. Если будут соблюдены два условия, первое — отсутствие страха и второе — ответственность за свой бизнес, за себя, принятие решений и действия, самое главное, то я уверен, что из этой ситуации мы все вместе выйдем другими в лучший мир».
___________________________________________________________________
«Вы знаете, в любой ситуации победителями выходят не те люди, которые не спотыкаются и не теряют надежду, а те люди, которые даже в самой тяжелой ситуации, даже иногда потеряв надежду, встают и двигаются вперед».
___________________________________________________________________
«Я хочу сказать, что сегодняшняя ситуация — хороший повод для того, чтобы встать, подняться, почувствовать поддержку своей семьи, поддержку всего нашего общества — а мы видим, как сегодня общество объединяется. Мы видим это в виде совместного творчества, совершенно непредсказуемого, когда люди начинают исполнять совместно песни, обмениваться совершенно потрясающими изделиями и дарят друг другу подарки в виде фотографий и так далее.
И вот это состояние психологического подъема, уверенности в том, что мы преодолеем эту ситуацию, — оно значительно важнее, чем какие-то решения, связанные со снижением, с реструктуризацией. Я хочу всем нам пожелать, чтобы мы никогда не падали духом».