Ўз En O'z

Указ Президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта"

Указ

Президента Республики Узбекистан


В последние годы в республике осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями и обеспечению достойного участия страны на международной спортивной арене.

Вместе с тем, в сфере физической культуры и спорта существует необходимость внедрения в практику конкретных программ, способствующих укреплению здоровья населения, широкого привлечения молодежи к спорту и отбора из их числа талантливых спортсменов, формирования национальных сборных команд с квалифицированными спортсменами, обеспечивающими высокие результаты по видам спорта, создания дополнительных условий для тренеров.

В целях определения приоритетных направлений, направленных на повышение квалификации и знаний населения в области физической культуры и спорта в целях формирования в стране всесторонне зрелого и физически здорового человека, обладающего высокой культурой, внедрения инновационных форм и методов в процесс отбора (селекции) талантливых спортсменов:
1. Определить основными направлениями реформирования системы физической культуры и спорта до 2025 года:

увеличение общей численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, до 30 процентов, молодежи, занимающейся в спортивных организациях и учреждениях, до 20 процентов;

качественный состав тренеров и специалистов в государственных спортивных образовательных учреждениях, в частности, поэтапное доведение численности персонала с высшим образованием до 80%;

разработка и внедрение эффективной и прозрачной четырехуровневой системы отбора (селекции)талантливых спортсменов из числа молодежи на местах – организация-район (Город)-территория-Республика;

Выявление талантливых спортсменов путем проведения "детских спортивных игр"среди учащихся спортивных школ системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан и создание резерва для молодежных сборных команд, а также привлечение студентов к регулярным занятиям спортом в результате организации "студенческих спортивных игр"среди студентов высших образовательных учреждений;

в целях популяризации физического воспитания среди широких слоев населения, в том числе учащихся общеобразовательных школ, учащихся и студентов профессиональных и высших образовательных учреждений, выявления среди них одаренных, необходимо разработать систему поэтапного (районного/городского, краевого, республиканского) проведения фестиваля "Спорт в общеобразовательной школе", смотра-конкурса "учреждение с развитой физической подготовкой" и ввести номинацию на лучшую общеобразовательную школу, профессиональное и высшее;

Развитие спортивного туризма с 2020 года путем систематического проведения в сфере спорта международного марафона "Ташкентский марафон", международного экомарафона "сохранить Арал", спортивных соревнований по авторалли и мотокроссу;

внедрение тестирования "уровня физической подготовленности" среди всех слоев населения;

организация научно-комплексных лабораторий для спортсменов сборных команд по видам спорта, внедрение передовых инновационных технологий в процесс подготовки и налаживание эффективного медицинского и фармакологического обеспечения в области спорта;

внедрение механизма проведения регулярных углубленных медицинских осмотров членов территориальных сборных команд по видам спорта до 18 лет в подростковых отделениях территориальных детских многопрофильных медицинских центров и членов территориальных сборных команд старше 18 лет в районных (городских) многопрофильных центральных поликлиниках;

Поэтапное внедрение с 1 февраля 2020 года системы отбора допинг-проб на республиканских спортивных соревнованиях по олимпийским видам спорта;

создание инфраструктуры зимних олимпийских видов спорта, налаживание системы подготовки профессиональных спортсменов путем популяризации этих видов спорта;

Организация Центра олимпийской подготовки в Бостанлыкском районе Ташкентской области по систематической подготовке спортивных делегаций Узбекистана к престижным спортивным соревнованиям;

в целях широкого привлечения иностранных спортсменов и болельщиков, а также эффективного использования спортивной инфраструктуры внедрить "Hospitality Services", дополнительную (неэлектронную) въездную визу "Sport Visa";

определение необходимых мер по увеличению участия частного сектора в сфере спорта, включая сокращение доли государства в спортивных организациях;

расширение системы дополнительного финансирования спорта путем организации спортивных лотерей;

организация факультативных занятий и кружков по видам спорта, включенным в программу "армейские игры" для учащихся и студентов правоохранительных органов и образовательных учреждений системы Вооруженных сил;

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления физкультурно-оздоровительными, спортивными сооружениями и учреждениями, в том числе "Sport.uz" Обеспечение подключения спортивных сооружений к телекоммуникационным сетям посредством информационной системы;

реализация системных мер по развитию и повышению популярности национальных видов спорта, включению их в программы Азиатских и Олимпийских игр.

2. Ниже приведены:

Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (далее-концепция) согласно Приложению № 1;

Целевые показатели концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года согласно приложению № 2;

Согласно приложению № 3" дорожная карта "по реализации в 2020 году Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года;

Перечень специализации районов (городов)республики по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта утвердить согласно приложению № 4.

Установить, что предусмотренные концепцией целевые показатели и основные направления будут поэтапно реализовываться ежегодно на основе обоснованных расчетов Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также в пределах бюджетных средств, выделяемых на финансирование этих мероприятий, посредством утверждаемой Кабинетом Министров "дорожной карты".

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

ежегодно до 1 ноября республиканский календарный план спортивных и массовых физкультурных мероприятий на предстоящий год (далее – республиканский календарный план) формируется министерством физической культуры и спорта Республики Узбекистан по представлению федераций (ассоциаций) по видам спорта и вносится на утверждение в Кабинет Министров;

в составе расходов, установленных республиканским календарным планом, предусматриваются расходы, связанные с деятельностью Национального Олимпийского комитета Узбекистана, федераций (ассоциаций)по видам спорта, а также расходы на страхование спортсменов;

согласно утвержденному республиканскому календарному плану календарные планы территориальных и районных (городских) спортивных и массовых физкультурных мероприятий утверждаются соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, города Ташкента и района (города) ежегодно до 1 декабря;

в целях отбора (селекции) спортивной молодежи и отбора спортсменов, способных к большому спорту, налаживания системы формирования спортивного резерва, достижения высоких результатов в популяризации спорта среди молодежи, исходя из особенностей регионов, интересов и пожеланий населения, общеобразовательные школы и высшие образовательные учреждения специализируются по крайней мере по одному приоритетному, перспективному, развивающему, в том числе национальному виду спорта;

помощники профилактических (старших) инспекторов органов внутренних дел по охране общественного порядка определяются ответственными за привлечение населения, особенно молодежи, к занятиям физической культурой и спортом на закрепленных территориях, в том числе на сходах граждан махаллей.

4. Установить, что председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, города Ташкента и района (города) :

поддержка учреждений физической культуры и спорта и развитие инфраструктуры их объектов;

Направление средств за счет перевыполненной прогнозной части доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, районных (городских) бюджетов на дополнительное финансирование региональных спортивных и массовых физкультурных мероприятий;

совместно со спортивными федерациями (ассоциациями) Республики обеспечить специализацию высших образовательных учреждений по видам спорта, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, а также проведение тестов "уровень физической подготовки", ежеквартальное обсуждение эффективности проводимой в этом направлении работы среди населения и молодежи;

отвечает за развитие сферы физической культуры и спорта на соответствующей территории и устранение существующих проблем в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях.

5. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, министерствам, ведомствам и организациям создать условия для свободного занятия населения бегом, ходьбой и бадминтоном на открытых спортивных объектах (стадионах, футбольных полях и других спортивных объектах) и в парках развлечений (за исключением объектов, принадлежащих субъектам частного предпринимательства), находящихся в их ведении или расположенных на соответствующей территории.

6. Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан:

Предоставление по согласованию с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан спортивных сооружений образовательных учреждений в пользование субъектам предпринимательства в свободное от учебных занятий время с инвестиционным обязательством по их реконструкции, капитальному ремонту и оснащению;

По согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан одобрить предложения по организации спортивных лотерей и определению до 10 процентов дохода, получаемого юридическими лицами от проведения спортивных лотерей, дополнительным источником формирования средств специального внебюджетного счета "Спорт".

7. Министерству финансов Республики Узбекистан в 2020 году за счет дополнительных источников государственного бюджета Республики Узбекистан выделить 50 миллиардов сумов на специальный внебюджетный счет министерства физической культуры и спорта "Спорт" для укрепления материально-технической базы районных и городских отделов министерства физической культуры и спорта, оснащения учебных классов, лабораторных помещений и общежитий спортивных школ и колледжей системы.

8. Министерству физической культуры и спорта, министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов Республики Узбекистан и АО "Национальный банк" привлечь для финансирования проектов строительства физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений 200 миллионов евро, в том числе в 2020 году кредитные средства международных финансовых институтов и иностранных банков (далее – кредитные средства) в размере 50 миллионов евро.

9. Инициаторам проекта:

Сумма коммерческих банков, выделяемых на строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в 2020-2021 годах, составит 10 миллиардов сумов, по кредитам в национальной валюте, процентная ставка которых не превышает 1,5 – кратную ставку рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан,-часть, превышающая основную ставку, но не более 8 процентных пунктов, будет возмещена государственным фондом поддержки предпринимательской деятельности;

Министерству финансов Республики Узбекистан в установленном порядке выделить Государственному фонду поддержки предпринимательской деятельности необходимые средства для данных льгот;

кредитные средства направляются на реализацию типовых проектов строительства физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, основанных на инновационных технологиях, предусматривающих использование недорогих, энергоэффективных и быстро возводимых легких конструкций и материалов.

Министерству физической культуры и спорта и министерству строительства Республики Узбекистан совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и другими заинтересованными ведомствами с привлечением проектных организаций в месячный срок разработать и обеспечить утверждение в установленном порядке типовых проектов спортивных объектов, возводимых по каждому виду спорта, исходя из передового зарубежного опыта, мощностей образовательных учреждений и других объектов, а также требований, указанных в

10. Утвердить сводные показатели перспективных проектов по строительству физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на территории республики за счет кредитов международных финансовых институтов и иностранных банков в 2020 году согласно приложению № 5.

11. Министерству физической культуры и спорта совместно с Министерством финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в трехмесячный срок::

Введение должностей спортивного диетолога, спортивного психолога, спортивного фармаколога, массажиста и тренера по селекции в рамках штатных единиц учреждений спортивного образования в структуре министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также должности главного тренера-селекционера по каждому виду спорта в школах высшего спортивного мастерства республики;

при улучшении спортивных результатов обучающегося-спортсмена, проходящего спортивную подготовку, в пределах средств, предусмотренных в сметах расходов спортивных учреждений, и переводе его в другое спортивное образовательное учреждение более высокого уровня единовременная выплата тренеру, его подготовившему, в размере месячной заработной платы;

внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект постановления правительства, предусматривающий порядок пересмотра и определения статуса спортивных школ по достигнутым результатам.

12. Согласиться с предложениями министерства физической культуры и спорта, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства финансов Республики Узбекистан, предусматривающими с 1 февраля 2020 года достойное стимулирование достижений в области спорта:

а) зачисление учащихся-победителей и призеров (1-3 места) за последние три года Олимпийских и Паралимпийских, азиатских и Параазиатских игр, чемпионатов мира, Азии и Республики по олимпийским и паралимпийским видам спорта в высшие образовательные учреждения (кроме медицинского направления), финансируемые за счет средств государственного бюджета Республики Узбекистан, на основе дополнительного государственного гранта, без экзаменационных испытаний;

б) республиканский этап"детских спортивных игр" по командным видам игр:

предоставление победителям (1-е место) сертификата, действительного в течение трех лет, дающего право на максимальный балл по предмету профильной специальности на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения;

награждение учителей физической культуры, подготовивших победителей и призеров (1-3 места), единовременными денежными премиями в размере 6-кратного минимального размера оплаты труда за 1 – е место, занимаемое за счет средств, предусмотренных республиканским календарным планом, за 2-е место – 4-кратного, за 3 – е место-3-кратного размера оплаты труда;

в) учителя физической культуры и тренеры спортивных образовательных учреждений, подготовившие победителей и призеров олимпиады по физической культуре среди учащихся общеобразовательных школ (1-3 места), не привлекаются к квалификационной аттестации:

за подготовку победителей и призеров районного (городского) этапа (1-3 места) – вторая квалификационная категория;

подготовка победителей и призеров областного этапа (1-3 места)
для-первой квалификационной категории;
за подготовку победителей и призеров республиканских и международных конкурсов (1-3 места) – прямое присвоение Высшей квалификационной категории;

г) непосредственное присвоение очередных научных званий (доцент, профессор) преподавателям кафедр физической культуры и спорта, подготовившим студентов высших учебных заведений, победивших в республиканских (1 место) и международных соревнованиях по олимпийским видам спорта (Олимпийские и Паралимпийские игры, азиатские и Параазиатские игры, чемпионат мира и чемпионат Азии 1-3 места).

13. Министерство физической культуры и спорта Республики Узбекистан
Министерства финансов Кыргызской Республики:
установление базовой тарифной ставки тренеров-преподавателей в этих школах на 24 академических часа непосредственной учебно-тренировочной работы в неделю за счет сокращения часов учебно-тренировочной работы по образовательным программам спортивных школ;

поэтапно за счет должностей главных бухгалтеров в районных (городских) детско-юношеских спортивных школах внедрить централизованную бухгалтерскую службу в районных (городских) отделах физической культуры и спорта и возложить на нее ведение учета средств, выделяемых на финансирование календарных планов спортивных и массовых физкультурных мероприятий.

14. В пределах общей предельной численности управленческого персонала системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан ввести в структуру его территориальных управлений дополнительно 28 штатных единиц работников управления.

15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с министерством физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2020/2021 учебного года усовершенствовать государственные образовательные стандарты, квалификационные требования и предметные программы направлений образования бакалавриата и специальностей магистратуры по физической культуре и спорту высших образовательных учреждений и внедрить практику присвоения выпускникам квалификации учителя физической культуры и тренера по специализированным видам спорта.

16. Министерство физической культуры и спорта Республики Узбекистан:

Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан совместно с федерациями (ассоциациями) по видам спорта принять соответствующие меры по обеспечению на территориях специализированных районных (городских), общеобразовательных школ и высших образовательных учреждений необходимой учебной литературой, методическими пособиями и инструкциями по спортивным направлениям;

Совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан и АО "Национальный банк" в месячный срок утвердить Положение о порядке использования кредитов, выделяемых международными финансовыми институтами и иностранными банками, для финансирования проектов строительства физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан совместно с Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2020 года внести в Кабинет Министров проект постановления правительства, предусматривающий внедрение единой электронной системы управления в системе Министерства физической культуры и спорта.

При этом обратить особое внимание на осуществление полного контроля за распределением и использованием средств, выделяемых из государственного бюджета на спортивную сферу, а также на республиканские и территориальные календарные планы спортивных и массовых физкультурных мероприятий, формирование по ним отчетов, контроль за поступлением и обеспечением прозрачности использования внебюджетных средств спортивными учреждениями.

17. Министерству физической культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательные акты, вытекающих из настоящего Указа.

18. Исполнение настоящего Указа осуществляется в следующем порядке:

Заместитель Премьер-Министра Республики Узбекистан А.A.Абдухакимов – эффективно организовать и координировать деятельность министерств, ведомств и организаций, ответственных за качественное, полное и своевременное обеспечение исполнения настоящего Указа, реализацию намеченных мер, ежемесячно принимать отчеты их руководителей о проделанной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;;

Министр физической культуры и спорта Республики Узбекистан Д.H.Набиев – Обеспечить принятие всех необходимых мер по достижению целевых показателей концепции, выполнению концепции и "дорожной карты", тесно сотрудничать с федерациями (ассоциациями) по видам спорта в целях популяризации физической культуры и спорта среди населения, особенно среди молодежи, организовать действенный общественный контроль в сфере, оказывать методическую и практическую помощь ответственным организациям в своевременной и качественной реализации задач, определенных настоящим Указом, и ежемесячно вносить информацию по его исполнению в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

Министр строительства Республики Узбекистан Б.I.Закирову – обеспечить разработку типовых проектов спортивных залов (Бокс, Борьба, фитнес, гимнастика), футбольных, волейбольных, баскетбольных, бадминтонных и теннисных площадок из легких конструкций и материалов, построенных на основе инновационных технологий, недорогих, энергоэффективных и быстро возводимых, а также пересмотр существующих строительных норм и стандартов в данной сфере, а также установить государственный архитектурно-строительный контроль за качеством строительно-монтажных работ;;

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, города Ташкента и района (города) - эффективно организовать работу по специализации территорий на приоритетных, перспективных и развивающихся видах спорта, принять необходимые меры по финансированию в полном объеме и проведению на высоком уровне территориальных спортивных соревнований в соответствии с календарными планами спортивных и массовых физкультурных мероприятий;

руководителям ответственных министерств, ведомств и организаций – реализовать все меры по своевременному, качественному и полному выполнению мероприятий, предусмотренных концепцией и "дорожной картой", созданию необходимых условий для физкультурно-оздоровительной работы, а также пропаганде здорового образа жизни среди работников;

Генеральный директор Национального информационного агентства Узбекистана А.K.Кучимов, председатель Национальной телерадиокомпании Узбекистана В.b. A.D.Хаджаев и директор Агентства по информации и массовым коммуникациям при Администрации Президента Республики Узбекистан В.b. K.I.Алламжонов-организовывать статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сущности и практической значимости настоящего Указа.

Республика Узбекистан
Президент Н.Мирзиеев

Город Ташкент,
24 января 2020 г.

Text to speech