Почему жизнь после пандемии останется прежней

Повсеместный переход к удаленной работе, отказ от офисов, завершение эпохи бизнес-путешествий упоминаются во многих прогнозах о том, что ожидает мир после пандемии. Однако революционным переменам препятствует неготовность бизнеса к глобальной перестройке.

60% опрошенных россиян, перешедших на удаленный режим работы, недовольны этим фактом. Среди причин недовольства: сложность сконцентрироваться на работе в домашних условиях, плохая интернет-связь и слабые компьютеры, трудности с разграничением работы и личной жизни. А каждый десятый респондент просто устал находиться дома.

Хотят обо всем знать

К управлению удаленными командами работодатели не всегда бывают подготовлены. В России перевести часть сотрудников на дистанционный режим работы готовы только 20% компаний, при этом лишь 7% соглашаются отправить на удаленку весь штат. И это, конечно, не случайно.
Во-первых, трудно осуществлять контроль над работой сотрудников. Некоторые компании даже используют для этого шпионские программы. По словам Пима де Моррея, очевидно, нет других способов оценки эффективности труда, кроме тех показателей, которые это программное обеспечение способно фиксировать: отработанные часы, отправленные письма, посещение сайтов и т.д.
Во-вторых, компаниям и их руководителям не хватает технологической инфраструктуры для легкого обмена знаниями, для коммуникации, для оценки работы.
В-третьих, устаревшая иерархическая структура компаний требует множества коммуникаций сверху вниз.

Видимость контроля

По оценке Пима де Моррея, для перехода к удаленной работе следует дать командам больше свободы, автономии и ответственности. «Руководители и менеджеры должны отказаться от иллюзии контроля и сфокусироваться на передаче ответственности вниз, к командам, — говорит он. — Это увеличивает и вовлеченность, и продуктивность. Компании, которые пошли по этому пути вместо традиционной иерархической пирамиды, организовались в структуру из «сети команд». Это как экосистема небольших компаний, работающих вместе автономным образом».

Туризм после пандемии

Еще один популярный прогноз о мире после эпидемии — гибель индустрии бизнес-путешествий и закат туристической отрасли в целом. В качестве доказательства часто приводится, например, тот факт, что к апрелю 2020 года объем авиаперевозок в США сократился на 95% по сравнению с 2019 годом. Сомнения в том, что бизнес-путешествия со временем вновь станут востребованными, выражает, в частности, сооснователь Microsoft Билл Гейтс. По его мнению, дело здесь в сопоставлении необходимости в таких поездках и риска, с которым они связаны.

Что касается обычного туризма, то, если верить докладу IdeaWorks, небольшие авиакомпании либо уйдут с рынка, либо будут поглощены более крупными. Закроется какая-то часть отелей. Однако потребителей могут привлечь более низкие цены на путешествия, которые компании будут вынуждены предлагать после кризиса. А учитывая то, что игроков на рынке останется меньше, они смогут получать прибыль даже при сжатии отрасли как таковой.

Кто вернется в офисы

Разумеется, полного возврата к прежней жизни все же не будет. В связи с переходом к удаленной работе заметно снизился спрос на офисы, и это может продлиться в будущем. Как прогнозируют эксперты консалтинговой компании JLL, падение спроса на офисные помещения в Москве в 2020 году по сравнению с 2019-м составит 23%. К тому же, после пандемии офисы могут стать намного более компактными. Так предполагает миллиардер Уоррен Баффет: «Предложение и спрос на офисные площади могут измениться значительно. Многие люди узнали, что можно работать дома». CEO банка Barclays Джес Стейли также считает, что практика «сажать 7 тыс. человек в одно здание» может уйти в прошлое. А директор по дизайну интерьера нью-йоркской студии архитектурной компании Perkins and Will Брент Капрон уверен, что офисы будущего станут местом, где сотрудники будут просто собираться вместе время от времени, в то время как основную работу они будут делать удаленно.

Подобного мнения, впрочем, придерживаются далеко не все. Бывший CEO Google Эрик Шмидт, напротив, убежден, что после эпидемии компаниям понадобится не меньше офисных площадей, а больше. Причина, которую он приводит в качестве доказательства, элементарна: в офисе сотрудникам нужно будет обеспечить безопасную дистанцию для работы, для чего и потребуется больше места, чем прежде. По прогнозу Шмидта, важные перемены на самом деле произойдут, но другого рода. Компании могут для части сотрудников, которые живут далеко от офиса, предоставить возможность не только работать из дома, но и приезжать работать в какие-то локальные центры, расположенные в пригороде. По своей сути эти центры, по всей видимости, тоже будут офисами.

«В долгосрочной перспективе не думаю, что офисы исчезнут, — говорит Джейкоб Морган. — Конечно, использование гибких вариантов работы может вырасти, но будут ли все постоянно работать из дома? Абсолютно уверен, что нет».

Источник: https://pro.rbc.ru/news/5ef9deb79a794723ce375823