Что ждёт рынок в условиях кризиса и как к нему адаптироваться?

За последние две недели в условиях полной самоизоляции нам удалось сделать то, к чему даже самые крупные компании шли долгие годы. На протяжении многих лет поэтапно развивалась электронная коммерция, тестировалась возможность удалённой работы, и постепенно развивались новые каналы коммуникаций, которые сделали бы работу с клиентами проще, быстрее и удобнее. Всё это совершенно необычным образом стало доступно и востребовано за считанные дни. И вот уже офисы спокойно работают в режиме онлайн, а мессенджеры и социальные сети используются как единственный эффективный способ обмена информацией.

В результате мы понимаем, что такой резкий скачок в развитии онлайн-коммуникаций, возможно, единственный способ избежать полной остановки бизнеса на глобальном уровне. И тем не менее, есть ряд иных проблем, которые до сих пор остаются под вопросом, а руководители частных организаций и госструктур активно ищут пути их решения. Первой задачей в этом списке является техническая невозможность исполнения обязательств перед партнерами. Так происходит из-за вынужденных сокращений выручки и невозможности сохранить расходы в прежнем объеме. Товары становятся менее востребованными и в избытке остаются на складах в связи с переходом на удалённую работу, компании перестают арендовать офисы и оставляют только самых необходимых специалистов. Все остальные просто лишаются заработка. Долгосрочные маркетинговые проекты и запланированные коммуникации на рынке больше не имеют смысла. И это не считая корпоративных кредитов, долгов банкам и налогов государству, которые пока что никто не отменял. В связи с чем и возникает вопрос о том, какие платежи в приоритете, и как быть дальше, если финансовый кризис затянется на длительное время. Крайне важно сохранить рабочие места и обеспечить стабильный доход сотрудникам, а также оказать поддержку всем, кто находится в более сложной ситуации. Это может быть реструктуризация внутренних процессов или же, например, снижение стоимости арендной платы за офисные помещения. Только так у компаний есть шанс выжить в условиях жёсткого экономического застоя. 

Вторая серьёзная проблема – сохранение доверительных взаимоотношений со своими сотрудниками. Многие из них переживают за свои семьи и с каждым днём становятся всё менее уверенными в завтрашнем дне. Оказываясь «за бортом» родной компании, многие начинают чувствовать себя подавленно и воспринимают такое явление, как сокращение штата, на свой счёт. Именно поэтому так важно вести по максимуму открытую политику и давать больше информации о том, как в реальности обстоят дела. Необходимо донести до каждого, что принятые антикризисные меры являются вынужденными и имеют только одну цель – спасение компании. Что все они временные и целиком и полностью зависят от ситуации на рынке. Понимая это, работникам будет легче пережить данные изменения на психологическом уровне. Наиболее эффективным способом сделать это является работа на удалённой основе. И хотя она требует определенных усилий и правильной организации, люди не теряют связь и привычное общение друг с другом. 

Предсказать динамику восстановления спроса в ближайшем будущем практически невозможно, но планирование мероприятий по перезапуску работы даст нам возможность подготовиться к разным ситуациям и оперативнее реагировать в случае возникновения рыночных сбоев. Таких, как например, изменение в поведении покупателей и их потребительских привычек. Очевидно, что большинство сократит расходы на вещи не первой необходимости и рационализирует свои траты. Люди станут больше покупать в онлайн и совершать меньше импульсивных покупок в магазинах. Ещё один риск – это серьёзные изменения в производственных и логистических цепочках, а также ограничения на вывоз и ввоз продукции между странами. Что повлечёт за собой неизбежный дефицит продукции и разорение компаний в самых разных сферах.

Источник:  https://hbr-russia.ru/liderstvo/lidery/827766