Узбекистан занял 114 место в индексе Экономической свободы 2020, улучшив свой рейтинг на 26 позиций

Индекс экономической свободы составляется исследовательским центром Фонд «Наследие» (Heritage Foundation) в сотрудничестве с The Wall Street Journal с 1995 года.

 Методология индекса

  • Индекс экономической свободы — это комбинация из 12 компонентов (права собственности, судебная эффективность, целостность правительства; налоговая нагрузка, государственные расходы, фискальное здоровье; свобода предпринимательства, свобода труда, монетарная свобода; свобода торговли, инвестиционная свобода, финансовая свобода), которые объединены в 4 группы – Верховенство закона, Роль государства в экономике, Регулятивная эффективность и Прозрачность рынка.
  • В годовом отчете индекса 186 стран оцениваются по 100-балльной системе. Баллы, полученные по каждому показателю, имеют одинаковый удельный вес, общая оценка определяется как средняя арифметическая из 12 компонентов.
  • По мнению разработчиков, чем больше значение индекса, тем более государство экономически свободно. Согласно индексу, уровень экономической свободы государств делится на 5 категорий:
    • Экономика полностью свободна: 80-100 баллов;
    • Экономика в основном свободна: 70-79,9 баллов;
    • Экономика умеренно свободна: 60-69,9 баллов;
    • Экономика в основном несвободна: 50-59,9 баллов;
    • Экономика полностью несвободна: 0-49,9 баллов.
  • Результаты компонентов основаны на открытых данных, опубликованных государственными органами и рейтингов различных международных организаций (Всемирный экономический форум, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Credendo Group, Transparency International и другие).
  • В докладе «Индекс экономической свободы 2020» была проанализирована база данных с 1 июля 2018 года по 1 июля 2019 года.

Высокие результаты

  • Согласно отчету за 2020 год, топ-10 результатов принадлежат следующим странам:Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия, Австралия, Швейцария, Ирландия, Великобритания, Дания, Канада, Эстония.
Республика Узбекистан
  • Узбекистан занял 114 место в мире, улучшив свой рейтинг на 26 позиций.
  • Узбекистан набрал 57,2 из 100 баллов.
  • За последние 3 года рейтинг улучшен на 38 позиций (2018 год — 152 позиция).
  • В регионе АТР Узбекистан с улучшением значения рейтинга + 3.9 балла наряду с Вануату (+4.3), Казахстаном (+4.2), Вьетнамом (+3.5) и Мальдивами (+3.3) вошёл в Топ-5 стран по росту рейтинга.
  • Согласно последнему отчету за 2020 год Узбекистан входит в число крупнейших реформаторов (62 стран) с точки зрения компонента Свободы торговли.
  • Среди стран Азиатско-Тихоокеанском региона Узбекистан занимает 26 позицию (+10 позиций от предыдущего отчёта) из 42 стран.

Нижние результаты

  • В нижнюю пятерку стран мира входят Республика Конго, Эритрея, Куба, Венесуэла и Северная Корея.
Улучшенные показатели
  • Узбекистан отметил положительные изменения в 11 из 12 показателей. Тем не менее, результаты в некоторых областях остаются низкими.
  • Хорошие показатели деятельности Узбекистана:
  • Фискальная политика (98,9 баллов, +0,2 рост– основывается на дефиците бюджета за последние три года. Узбекистан — одна из стран с самыми высокими результатами.
  • Налоговая нагрузка (91,6 баллов, +0,3 рост– включает в себя налоговую нагрузку на прибыль предприятий, доходы физических лиц и общую нагрузку (включая прямые и косвенные налоги) в процентах от ВВП. С прошлым отчётом наблюдается снижение на 0,9%. Налоговый кодекс, принятый в новой редакции, направлен на дальнейшее совершенствование этого компонента.
  • Государственные расходы (74,7 баллов, +7,3 рост– оцениваются на основе распределения бюджета, наблюдается снижение расходов на 4,0% от ВВП.
  • Свобода бизнеса (72,6 баллов,+0,1 рост– базируется на анализе процессов запуска, лицензирования, прекращения бизнеса, а также подключения к системе электроснабжения.
  • Свобода торговли (67.6 баллов, +5 рост– оценивается по средним тарифным и нетарифным барьерам, которые влияют на импорт и экспорт товаров и услуг.
Приоритетные направления  для улучшения
  • Финансовая свобода (20 баллов,+10 рост– оценивается по уровню вмешательства государства в распределение кредитов, уровню развития рынка капитала и свободу конкуренции.Данный результат свидетельствует о необходимости проведения реформ в этой сфере.
  • Свобода инвестиций (20 баллов,+10 рост– индекс оценивает различные нормативные ограничения, которые обычно налагаются на инвестиции. Вышеупомянутые низкие результаты показывают, что реформы должны проводиться с тщательным анализом сектора.
  • Государственная интеграция (28.2 баллов,+3 рост– компонент анализирует показатели взяточничества, прозрачности государственной политики, коррупции и прозрачности деятельности государственных служащих. Несмотря на положительный рост, тем не менее, общий результат подразумевает необходимость принятия конкретных мер для улучшения результатов.
  • Эффективность судебного процесса (34.2 баллов,-0.1 снижение– рассчитывается по показателям судебной независимости, эффективности судопроизводства, фаворитизма в решениях государственной службы и общественного доверия к политикам.
  • Право собственности (59.1 баллов,+9.3 рост– основывается на имущественных и интеллектуальных правах собственности, силе защиты инвесторов, риске конфискации имущества и качестве управления земельными ресурсами.
  • Свобода труда (59.9 баллов,+1.2 рост) – мера, учитывающая аспекты нормативно-правовой базы рынка труда страны, касающиеся минимальной заработной платы; законов, препятствующих увольнениям; требования к выходным пособиям и измеримые нормативные ограничения в отношении найма и отработанных часов, а также уровень участия рабочей силы в качестве индикативного показателя возможностей трудоустройства на рынке труда
  • Монетарная свобода (59.9 баллов,+1 рост) – основана на уровне инфляции за последние три года и ограничении цен.
Результаты Республики Узбекистан в индексе за 2019 и 2020 года
Индикатор 2019 2020 Индикатор 2019 2020
1. Права собственности 49.8 59.1 (+9.3) 7. Свобода предпринимательства 72.5 72.6 (+0.1)
2. Судебная эффективность 34.3 34.2 (-0.1) 8. Трудовая свобода 58.7 59.9 (+1.2)
3. Целостность правительства 25.2 28.2 (+3.0) 9. Монетарная свобода 58.9 59.9 (+1.0)
4. Налоговая нагрузка 91.3 91.6 (+0.3) 10. Свобода торговли 62.6 67.6 (+5.0)
5. Государственные расходы 67.4 74.7 (+7.3) 11. Инвестиционная свобода 10 20 (+10)
6. Фискальное здоровье 98.7 98.9 (+0.2) 12. Финансовая свобода 10 20 (+10)