Повышение статуса Узбекистана в рейтинге «DOING BUSINESS»и планы на 2020 год

Международный рейтинг  Всемирного банка и Международной финансовой корпорации “Ведение бизнеса”, оценивающий легкость ведения предпринимательской деятельности в странах, простоту проводимых ими процедур отличается от ряда других рейтингов. Он охватывает весь жизненный цикл, от отправной точки предпринимательской деятельности –  процесса регистрации до её завершения.

В этом цикле представитель бизнеса для своей деятельности осуществляет строительство необходимого объекта, подключается к коммуникационным сетям, продаёт свое имущество, берёт кредит на развитие деятельности, платит налоги и сталкивается с другими многочисленными процессами. Кроме того, структура данного рейтинга и его результаты на международном уровне свидетельствуют о создаваемой в стране бизнес-среде для отечественных и зарубежных инвесторов.

В международном рейтинге “Ведение бизнеса” за основу берутся результаты по десяти индикаторам при определении позиций стран. Также в число индикаторов, которые будут оцениваться начиная со следующего  отчёта “Ведение бизнеса — 2021”, запланировано включение индикатора “Государственных закупок».

За последние годы в целях создания благоприятной бизнес-среды в Узбекистане, повышения привлекательности страны для иностранных инвесторов приняты ряд нормативно-правовых актов, отменены излишние барьеры и процедуры, препятствующие свободной деятельности предпринимателей.

В результате осуществленных реформ в Узбекистане, в международном рейтинге “Ведение бизнеса» за последние пять лет наблюдается улучшение на 18 позиций. По итогам последнего отчёта “Ведение бизнеса-2020” рейтинг Узбекистана среди 190 стран изменился с 76-го на 69-е место, таким образом достигнут положительный сдвиг на 7 позиций.

Основными факторами повышения рейтинга Узбекистана в последнем годовом отчете признаны улучшение показателей по следующим направлениям:

  1. В результате законодательно установлено требование об обязательном членстве в акционерных обществах независимого члена совета и наличии комитета по аудиту, тем самым усилена защита миноритарных акционеров.
  2. Механизм по стимулированию использования медиации в обеспечении исполнения договоров досудебного механизма разрешения споров, широко применяемого в международной практике закреплен законодательно.
  3. В направлении упрощения международной торговли полностью запущена система управления рисками при таможенном и пограничном контроле – “зеленый коридор”, “желтый коридор”, “красный коридор”.

Несмотря на достигнутые положительные результаты, по некоторым индикаторам, в том числе получение разрешений на строительство, получение кредита, уплата налогов, регистрация имущества, последовательное внедрение реформ в решение неплатежеспособности имеются недостатки.

В связи с этим в целях повышения эффективности начатых реформ, устранения допущенных недостатков и проблем принято постановление Президента Республики Узбекистан от 20 ноября 2019 года № ПП-4525 “О мерах по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы поддержки предпринимательства в стране”, определены ряд мер, которые должны быть реализованы, в частности:

— создание рабочих групп в центральном аппарате ответственных министерств и ведомств по доведению осуществляемых в сфере реформ до исполнителей на местах;

— отмена порядка направления уведомлений субъектами предпринимательства о начале строительно-монтажных работ;

— осуществление расходов в процессе подключения электрооборудования мощностью до 140 киловатт к электрическим сетям за счет средств АО “Региональные электрические сети;

— отмена требования по проверке задолженности по коммунальным услугам при нотариальном удостоверении договоров купли-продажи недвижимости между субъектами предпринимательства-юридическими лицами по требованию одной из сторон;

— внедрение в практику системы возврата в течение 60 дней части суммы налога на добавленную стоимость, учитываемой в системе налогообложения, превышающей сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную за отчетный период;

— оформление в электронной форме разрешений и сертификатов, требуемых при осуществлении экспортно-импортных операций, через таможенную информационную систему “Одно окно”.

Своевременная реализация вышеуказанных мер положительно скажется на результатах Узбекистана в ежегодном отчете “Doing Business – 2021”, улучшит условия ведения бизнеса в стране и послужит укреплению позиций на международной арене.

Информация взята с сайта Министерства финансов : https://www.mf.uz/home/o-ministerstve/press-sluzhba/minfin-news/